Философские концепции науки и техники
Центр дополнительного профессионального образования "Пуск"
О чем этот курс
Программа "Философские концепции науки и техники" обеспечивает слушателей комплексным изучением основ современного познания и методологии науки. Студенты анализируют философские аспекты научного и технического познания, исследуют их историческое развитие и влияние на современное общество. Цель программы - подготовить специалистов к научно-исследовательской и педагогической работе в области философии науки и техники.
Как проходит курс
72 часа занятий
Вас будут обучать настоящие профессионалы
Профессор, Доктор философских наук
Программа курса
Курс состоит из 11 учебных недель. Для успешного решения большинства задач из тестов достаточно освоить материал, рассказанный на лекциях. На семинарах разбираются и более сложные задачи, которые смогут заинтересовать слушателя, уже знакомого с основами.
- Философия как способ индивидуально обосновываемого обсуждения предельных вопросов.
- Основные темы: бытие, сознание, природа, общество, искусство и техника. Культуроцентричный подход к бытию: человечество, культура и история, исторические этапы развития человечества, понятие цивилизаций, исторические этапы развития Западной Европы и России.
- Средневековая философия Проблема веры и разума в раннехристианской патристике (Тертулиан и платонический синтез Бл.Августина). Аристотелеизм и схоластика. Проблема веры и разума в средневековой схоластике (аверроизм и аристотелевский синтез Фомы Аквинского).
- Линии Аристотеля и Платона в средние века: спор номиналистов и реалистов, схоластика и мистицизм. Ник.Кузанский и понятие бесконечности.
- Гуманизм, Возрождение, Реформация. Их взаимоотношение. Основные идеи и направления.
- Вопрос о смысле жизни как предельный вопрос этики.
- Процесс этической индивидуализации в древнем мире.
- Осознание противоречия между гедонистическим смыслом жизни, конечностью жизни и справедливостью-добродетелью. Типы разрешения этого противоречия: загробное воздаяние, решение Платона и Будды, решение римского стоицизма и конфуцианства; решения эпохи Просвещения: разумный эгоизм; утилитаризм; этика долга Канта (добрая воля, долг, счастье, категорический императив ("Критика практического разума").
- Этические концепции Востока. Новый тип этических проблем (Макиавелли ("Государь"), Достоевский ("Великий инквизитор"), Сартр ("Дьявол и Господь Бог")).
- Этико-политические системы просвещения и современности. "Естественное состояние" и "общественный договор" (Гоббс , Локк , Руссо).
- Либерализм и социализм: сравнение западных индивидуалистически-демократических политико-экономических систем и коллективистски-авторитарных систем "реального социализма" , неолиберализм - теория рационального выбора Дж. Ролса, социал-демократизм, неоклассицизм; утопизм (утопия – вымышленное рационально устроенное общество всеобщего благоденствия, идет от "Утопии" Томаса Мора, анархизм и новые левые, национализм ХХ века, мультикультурализм и религиозный фундаментализм; глобализм и антиглобализм.
- Фр.Бэкон – отец английского эмпиризма. Рождение науки Нового времени (Коперник и Галилей). Специфика эксперимента. Отличие естественной науки от натурфилософии
- Декарт и основные элементы системы новоевропейского рационализма. Проблема субстанции у Спинозы и Лейбница
- Эмпиризм Дж.Локка. Его противостояние Декарту
- Материалистическая и идеалистическая линии эмпиризма. Французское Просвещение и механицистски-материалистическое решение проблемы соотношения теории и реальности у Дидро и Ламетри. Механицистский детерминизм Лапласа. Идеалистическое решение тех же проблем у Беркли и Юма.
- И.Кант и его вариант решения споров между рационализмом и эмпиризмом и между материализмом и идеализмом на основе понятий: "вещь в себе" и "явление"; "априорные" формы, "синтетическое" и "аналитическое" суждения.
- Эстетика Канта
- Попытки преодоления кантовской "вещи в себе" в немецкой классической философии и немецкая натурфилософия (Гете, Фихте, Шеллинг)
- Философская система Гегеля: логика и диалектический метод, философия природы, философия духа
- Неокантианство
- Неогегельянство. Антропология Фейербаха. Марксизм
- 1-й позитивизм Конта, Милля и Спенсера. Отрицание метафизики и эволюционизм. Гносеологический кризис в физике и 2-й позитивизм . От эволюционизма к психологизму: махизм и конвенционализм Пуанкаре. Американский прагматизм (Пирс, Джеймс, Дьюи)
- Aналитическая философия Витгенштейна и Рассела и неопозитивизм "Венского кружка". От психологизма к логицизму. Проблема соотношения теоретического и эмпирического "уровней знания". Критерий верифицируемости, "язык наблюдения" и его эволюция. Аналитическая философия
- Логическая критика позитивизма К.Поппером и проблемы "теоретической нагруженности" эмпирических утверждений и неотделимости эксперимента от интерпретации. Проблема "демаркации" Поппера между естественной наукой, натурфилософией, гуманитарной наукой и "ненауками". Проблема истины и "третий мир". Эволюционная эпистемология - Историцистская критика позитивизма: модели развития науки Куна, Лакатоса и эволюционной эпистемологии. "Философия и зеркало природы" Р.Рорти
- Антропология экзистенциализма (от сущности к существованию). Проблема "свободы воли" у С.Кьеркегора. Потерянное поколение и немецкий экзистенциализм (Ясперс, Хайдеггер), Массовая культура ХХ в. (Ортега-и-Гассет).
- II Мировая война, французское "Сопротивление" и коллаборационизм, проблемы свободы воли, теодицеи и атеизма во французском экзистенциализме (Камю, Сартр). Персонализм.
- Философская Антропология XIX-XX вв. (Э.Кассирер, И.Хейзинга, Г.Маркузе, Х.Ортега-и-Гассет, Шелер и др.)
- Философия жизни. От бытия к воле и жизни: (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон)
- Неомарксизм в XX вв. Франкфуртская школа (М.Хоркхмайер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас)
- Феноменология Э.Гуссерля
- Герменевтика как метод познания культурно-исторических явлений у В.Дильтея. Критика герменевтического психологизма М. Шелером. Герменевтические идеи М. Хайдеггера. Учение о языке как ""доме бытия"". Философская герменевтика Х.Г.Гадамера
- Философия сознания.
- Психо-физическая проблема в ХХ в. и кризис разума Нового времени. Иррационализм и мистика в ХХ в. Связь внутреннего и внешнего мира: механическое и магическое, рациональное и иррациональное. Сознание и бессознательное. Психоаналитическая антропология З.Фрейда. Коллективное бессознательное К.Юнга и др. Сознание, бессознательное и язык (Ж.. Лакан), деприватизация бессознательного (Ж.Делез и Ф.Гваттари).
- Еропейская традиция Cogito.
- Отказ от проблематики сознания; Дьюи, Хайдеггер, Витгенштейн
Оплатить курс или получить
бесплатную консультацию
Оставьте ваш запрос и мы свяжемся с вами
Часто задаваемые вопросы
Курсы подходят как для сотрудников компаний, так и для частных лиц. Важно знать, что программы предназначены для тех, кто имеет среднее или высшее образование и желает повысить свою квалификацию или сменить профессию.
Онлайн обучение – синхронные и предзаписанные курсы - проходит на нашей удобной платформе. Офлайн (очное) обучение может проходить на Физтехе или на территории заказчика.
Вам нужно пройти простую регистрацию. Регистрация позволит отслеживать статус заявки и осуществит быстрый переход к процессу оплаты и обучению на курсе.
Период обучения указан в карточке каждого курса. При прохождении асинхронных курсов с выдачей сертификата вы сможете учиться в удобном для вас темпе.
Вы можете оплатить курс непосредственно на нашем сайте, используя карты любых платежных систем. Также вы можете заключить с нами договор и произвести оплату по выставленному счету с помощью банковского перевода.