наверх

Философия науки. Актуальные проблемы

Курс дает представление о широком спектре современных взглядов на естественную науку. Наряду с панорамой общих концепций и методов современной философии науки и её истории рассматриваются конкретные философские проблемы естествознания: анализируются различные «интерпретации» квантовой механики и миф об особой роли в ней сознания наблюдателя, проблемы пространства и времени в теории относительности, споры вокруг синергетики, биологии, техники и др.

О курсе

Цель курса:

Приобщить студентов к историческому опыту мировой философской мысли, дать ясное представление об основных этапах, направлениях и проблемах в истории и философии науки, способствовать формированию навыков работы с предельными вопросами, связанными с границами и основаниями различных наук и научной рациональности, овладению принципами рационального философского подхода к процессам и тенденциям развития современной науки.

Способствовать расширению кругозора, дать представление о гуманитарном мышлении, без которого нельзя понять современный быстро меняющийся мир. Во всём мире признана полезность ознакомления специалистов естественно-научного и технического профиля с гуманитарными дисциплинами. Философия науки позволяет сделать это на близком читателю материале - истории науки.

Задачами данного курса являются:

• систематизированное изучение философских и методологических проблем естествознания с учетом историко-философского контекста и современного состояния науки;

• приобретение студентами теоретических представлений о многообразии форм человеческого опыта и знания, природе мышления, соотношении истины и заблуждения;

• понимание роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, умение различать исторические типы научной рациональности, знать структуру, формы и методы научного познания в их историческом генезисе, современные философские модели научного знания.

Формат

1-я часть курса состоит из 20 лекций собранных в 10 модулей и нескольких вебинаров, и 1 недели экзамена.

Вебинары представляют собой нечто среднее между консультацией, зачетом по пройденному материалу и семинаром

Правила оценивания курса «Философия. Часть 1».

Виды проверочных заданий:

  • Тесты – 50%
  • Эссе – 30 %
  • Финальный тест – 20%

У вас есть две попытки для выполнения оцениваемых тестовых заданий. Неоцениваемые тестовые задания не влияют на ваш прогресс по курсу и вы можете выполнять их неограниченное число раз.

Зачет за курс ставится, если студент набрал больше 50% баллов за курс.

Электронные ресурсы, включая доступ к базам данных и т.д.:

* philosophy.mipt.ru

* philosophy.ru

* mipt.ru/education/chair/philosophy/textbooks/uchebnikonline/uchebnik.php

* mipt.ru/education/chair/philosophy/records/

Так же дополнением к более глубокому изучению тем курса служит учебное пособие "Философия науки", написанное под редакцией автора данного курса - А.И. Липкина. Информацию о книге можно посмотреть здесь: mipt.ru/education/chair/philosophy/textbooks/uchebnikonline/uchebnik.php

Требования

Для участия в курсе специальных знаний не требуется, все необходимые понятия будут введены в ходе курса.

Программа курса

ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ

• Возникновение науки: истоки античной преднауки

• Отношения между наукой, религией, обыденного знания, искусства

• Наука и паранаука

• Основные этапы истории философии науки

Неделя 1. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

1.1. Докритический период

1.1.1. Механицизм
1.1.2. Рационализм
1.1.3. Эмпиризм Ф.Бэкона
1.1.4. Эмпиризм Дж.Локка, Беркли и французских материалистов

1.2. Критический период

1.2.1. Критика эмпиризма Юмом и Теория познания Канта
1.2.2. Неокантианство

Неделя 2. ПОЗИТИВИЗМ И ПРАГМАТИЗМ XIX - НАЧАЛА XX вв.

2.1. Позитивизм и прагматизм XIX

2.1.1. Первый позитивизм
2.1.2. Второй позитивизм
2.1.3. Американский прагматизм

2.2. Логический позитивизм XX в.

2.2.1. Принцип верификации
2.2.2. Структура научного знания. «Стандартная» модель
2.2.3. Форма организации знаний

Неделя 3. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ НАУКИ И КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ в ПОСТПОЗИТИВИЗМЕ

3.1. Логическая критика позитивизма К.Поппером

3.1.1. Фальсифицируемость как критерий научности по К. Попперу
3.1.2. Фаллибилизм и рост научного знания у К. Поппера
3.1.3. Квазикритерии предпочтения теорий

3.2. Историческая критика позитивизма и модели развития науки

3.2.1. Основные понятия модели развития науки Т. Куна
3.2.2. Обсуждение понятий «норамальной науки» и «аномалии»
3.2.3. Динамика науки как смена «исследовательских программ» И. Лакатоса
3.2.4. Перманентная революция в «эпистемологическом анархизме» П. Фейерабенда

Неделя 4. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. “ОБЪЕКТНАЯ" МОДЕЛЬ

4.1. Три методологические революции в физике. Структура научного знания

4.1.1. Природа научного знания: синтез натурфилософии, математики и техники
4.1.2. Механика Ньютона. Выделение слоя оснований
4.1.3. Неявный тип определения базовых понятий

4.2. Структура оснований раздела науки

4.2.1. Структура оснований раздела физики
4.2.2. О месте математики и физических моделей в физике
4.2.3. Степень применимости этой модели к другим естественным наукам

Неделя 5. ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

5.1. Естественнонаучный эксперимент

5.1.1. Сущность эксперимента
5.1.2. Структура эксперимента и его теоретические компоненты
5.1.3. «Когда кончается эксперимент?»

5.2. Мысленный эксперимент и компьютерное моделирование

5.2.1. Мысленный эксперимент
5.2.2. Компьютерный эксперимент и компьютерное моделирование

Неделя 6. СОВРЕМЕННЫЕ СПОРЫ РЕАЛИЗМА И АНТИРЕАЛИЗМА

6.1. Аргументы за и против

6.1.1. Научный реализм и его критика
6.1.2. Тезис о недоопределённости теории опытом
6.1.3. Конструктивный эмпиризм Б. ван Фрассенна

6.2. Структурный реализм vs. двухуровневый объектный реализм

6.2.1. Структурный реализм
6.2.2. Двухуровневый объектный реализм

Неделя 7. СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

7.1. Наука как социальный институт

7.1.1. Этос науки и структура научного сообщества в разные эпохи.
7.1.2. “Внутренняя” и “внешняя” истории науки
7.1.3. «Новая» социология науки. Сильная программа в социологии науки

7.2. История отечественной науки в социальном контексте

7.2.1. Академия наук
7.2.2. Университеты
7.2.3. Советская биология и разгром генетики
7.2.4. Советская физика и атомный проект

Неделя 8. «ИССЛЕДОВАНИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ» (STS) vs. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

8.1. Образ научной лаборатории в современной STS

8.1.1. В лаборатории не исследуют, а конструируют реальность
8.1.2. Конструирование факта
8.1.3. Объекты сопротивляются

8.2. Критика взглядов «исследований науки и технологии» на науку

8.2.1. Критика критики представлений STS о «классической» и «неклассической» науке
8.2.2. Новые реалии: «акторы», «сети» и «гибридные объекты»

Неделя 9. НАУКА В СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

9.1. Наука первых двух третей 20 в.

9.1.1. Различие «чистой», «прикладной» и технической науки
9.1.2. «Большая» наука, «меганаука», новое место лаборатории

9.2. Наука последней трети 20 в.

9.2.1. Инновационная технонаука
9.2.2. Рефлексивные уникальные инновации (Mode 2)

Неделя 10. СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

10.1. Противопоставление естественным наукам на основе герменевтики

10.1.1. Герменевтика и проблема «герменевтического круга»
10.1.2. Специфика гуманитарного познания в учениях Баденской школы неокантианства
10.1.3. Герменевтика как философское учение о человеческом бытии

10.2. Структуралистское и постструктуралистское понимание методологии гуманитарных и социальных наук

10.2.1. Классический структурализм (Леви-Стросс)
10.2.2. Постструктурализм Мишеля Фуко: «игры истины» и «власть-знание»

Результаты обучения

По итогам обучения студент будет

Знать:

  • структуру естественных и социо-гуманитарных наук, специфику их методологического аппарата;
  • соотношение принципов и гипотез в построении научных систем и теорий;
  • основы современной научной картины мира, базовые принципы научного познания и ключевые направления междисциплинарных исследований;
  • концепции развития науки и разные подходы к проблеме когнитивного статуса научного знания;
  • современные проблемы физики, химии, математики, биологии, экологии;
  • ключевые события истории развития науки с древнейших времён до наших дней;
  • взаимосвязь мировоззрения и науки;
  • проблему формирования мировоззрения;
  • систему интердисциплинарных отношений в науке, проблему редукционизма в науке;
  • теоретические модели фундаментальных процессов и явлений в естественных науках и формы их взаимодействия с техникой и обществом;
  • новейшие открытия естествознания для создания технических устройств;
  • особенности биологической формы организации материи, принципы воспроизводства и развития живых систем;
  • о биосфере и направлении ее эволюции.

Уметь:

  • эффективно использовать на практике теоретические компоненты науки: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, доказательства, законы;
  • применять методологию естествознания при организации конкретных исследований;
  • дать панораму наиболее универсальных методов и законов современного естествознания.

Владеть:

  • научной методологией как исходным принципом познания объективного мира;
  • принципами выбора адекватной методологии исследования конкретных научных проблем;
  • системным анализом;
  • знанием научной картины мира;
  • понятийным и методологическим аппаратом междисциплинарных подходов в науке.

Отзывы и истории выпускников

5,0 из 5
1 оценка